2. Работа с мышлением. Путь от самозванца к достоинству
Нам требовалось собрать подробную информацию про жизнь, работу и отношения клиента. Чтобы точно определить, какие механизмы запускают и поддерживает состояние депрессии.
Например, клиент рассказывала: «Я не понимаю, почему ощущаю постоянную усталость. Я работаю в крутой компании, меня уважают и ценят, а коллеги отзывчивые. По большому счету, у меня есть все о чем многие мечтают».
Попросил рассказать подробнее и она начала описывать конкретные случаи из рабочего процесса и вдруг заплакала. Немного успокоившись сказала: «Я совершенно не понимала, на сколько оказывается меня это цепляет».
«Чувствую подавленность и очень грустно» – говорила сквозь слезы. Грусть усиливалась по мере того, как она понимала, что ее работа далека от идеальной. Точнее от образа, который был создан в воображении и ни как не мог оказаться реальным.
По мере того, как клиент научилась осознавать эмоции, начала связывать их с мыслями о работе:
– «Моя нагрузка постоянно растёт»
– «Дальше будет ещё труднее, тогда мне придется ночевать на работе»
– «Компании не нужны мои эмоции, нужны результаты»
– «Мне приходится скрывать свои переживания»
– «Я должна собраться и выполнять обязательства»
Осознав такие суждения, мы сделали упор на их оспаривание и рациональный взгляд. В результате клиент, отказалась от использования идеалистических взглядов на свою работу, что привело к снижению подавленности и улучшению настроения.
Ранее ей было свойственно, оценивать работу с позиции «должна, раз повезло больше, чем другим», видеть только список требований и обязанностей, а усталость игнорировать. Идея «раз мне повезло, я должна...» говорила нам о глубинном убеждении «Я–недостойна». Его часто называют синдромом самозванца – «в глубине я не считаю, что достойна той должности, оплаты труда, статуса и тд».
Существует Шкала феномена самозванца (Clance Impostor Phenomenon Scale, CIPS) предложена психологом Паулиной Роуз Кланс. По данной шкале мы как раз и наблюдали высокую степень выраженности феномена.
Процесс изменения глубинных убеждений требует времени и усердия в тренировке навыка думать рационально, не игнорировать усталость и эмоции, но успехи наблюдаем уже сейчас.
Так последовав рекомендации, начала разделять время (работа и отдых), перестала игнорировать усталость и начала открыто заявлять об этом руководству, и с удивлением обнаружила, что они относятся с пониманием.
Практически в это время, к ней вернулась жизнерадостность и энергия. «Я как будто перешагнула барьер» – говорила она.
Таким образом, основными проблемами клиента были:
1) склонность мыслить крайностями и предъявлять требования к себе
2) склонность игнорировать усталость
3) склонность отрицать эмоции и мысли, относящиеся к переживаниям о работе и самооценке
Ещё до первого дня в компании, она убедила себя, что выбрали ее случайно, а не потому что хороший специалист. Настанет час «все узнают правду», этого нельзя допускать. В итоге работала на износ, игнорируя усталость, эмоции и отдых.
Научившись безбоязненно осознавать эмоции, смогла более реалистично воспринимать себя, отказалась от требовательности и перестала относиться к работе, как к незаслуженной статуэтке Оскар.