Что не соответствовало заявленным целям клиента: чувствовать себя хорошо, справляться с негативными эмоциями, реалистично смотреть на себя и мир.
Дело в том, что большинство мыслей были основаны на требованиях к себе, домыслах и поэтому приводили к искаженным выводам.
Вот пример разбора одной из них:
Мысль: "У меня ничего не получается изменить - значит я неудачник"
"Ничего не получается" - Сверхобобщение - когда один или несколько отдельных эпизодов ведут к установке общего правила. Использование в мышлении такой установки ведет к категоричному суждению.
Мы исследовали жизненный опыт клиента и обнаружили, что многое получается - хорошо учился; устроился на интересную работу; искал работу которая будет нравиться; складываются дружелюбные отношения в коллективе; руководство доверяет и тд.
"Ничего не получается изменить" означает "Я должен изменить" - Требование - которое предъявляется в жесткой форме к себе, другим людям, миру в целом. По мнению основателя рационально-эмоциональной поведенческой терапии Альберта Эллиса, требование является первопричиной страданий человека.
Мы заменили идею "Я - должен изменить" на более рациональную "Мне бы хотелось изменить, но из этого ни как не следует, что Я обязан изменить ситуацию прямо сейчас".
Клиент заметил, что категоричная форма не приводит к целям и усиливает тревогу, а новая мысль расширяет возможности и дает свободу действий.
"Я-неудачник" - Необоснованный вывод - вывод основанный на неточной или неполной информации, как правило категоричный и оценочный.
Мы уточнили, кто же такой "неудачник" в понимании клиента - это человек, который не может зарабатывать, столько сколько хочет.
Оказалось, что такая возможность существует и занятость в крупной компании это подтверждает.
Значит называться неудачником нельзя! А как же можно тогда назвать:
"Я нормальный человек, который волнуется за свое будущее. Действительно цены растут, но я могу спланировать действия, чтобы зарабатывать больше".
Итак, чтобы справиться с разочарованием и тревогой предстоит пройти по трем шагам:
1 шаг: Проанализировать мысли. Выявить искаженные, категоричные, оценочные суждения
2 шаг: Выявить последствия. "Если продолжу думать по прежнему, к чему это приведет?"
3 шаг: Приступить к тренировке нового мышления. Рационально ответить на каждую негативную мысль
Мы сейчас продолжаем работу над мышлением, учимся воспринимать себя, жизненные обстоятельства и ситуации с рациональной позиции. Меньше критиковать, а даже если такое случилось по привычке, выходить из этого состояния с помощью 3 шагов.